Тема по самообразованию Репп Елены Юрьевны:
«Развитие внимания детей младшего школьного возраста»
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни. Сегодня современному человеку необходимо быть внимательным, т. к. внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Происходящие изменения в обществе оказывают влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни. Это находит отражение и в законодательной базе, регулирующей начальное общее образование (ФГОС). Задача начальной школы сегодня – формировать умение учиться, формировать универсальные учебные действия (УУД). Процесс овладения УУД требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при формировании достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у младших школьников в первое время обучения преобладает непроизвольное внимание. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Вот почему развитие внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.
Как же учителю помочь таким детям? Как сделать, чтобы учение для детей стало не тяжёлой обязанностью, а радостью?
Начиная работу в классе, в котором есть дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке, мне пришлось пересмотреть методы своей работы. Задания, предложенные учителем, вызывают у «слабых» детей массу затруднений, поэтому подход к ним должен быть иным.
10 минут на каждом уроке я отводила коррекции. На первых порах кажется, что оставшихся минут не хватит на то, чтобы объяснить новое, закрепить пройденное, а программу проходить надо, необходимо дать ученикам тот объём знаний, который предусмотрен государственным стандартом. Но в данном случае лучше сначала потратить время, чтобы потом его сберечь. Если не заниматься коррекцией, то скоро становится ясным, что урок можно растягивать и до 50 минут, и до часа, а всё равно ничего не успеть.
На коррекционных упражнениях хочу остановиться. Эти упражнения нужны для того, чтобы помочь детям учиться, овладеть письмом и счётом. Возникает вопрос: «При помощи каких средств и методов сделать обучение увлекательным?» Загадки, лабиринты, ребусы, игры «Лото», «Домино», «Третий лишний», «Узнай меня» и другие; грамматические сказки, цепочки, шарады, фонетические зарядки и многое другое помогут детям восполнить пробелы и усвоить школьную программу.
Вот примеры упражнений, которые можно использовать на уроках.
Итак, мы знаем, что успешность обучения в школе во многом определяет уровень развития внимания. Значит, учителю особенно важно развивать и тренировать внимание у детей.
1. На уроке математики в 1 классе на наборное полотно выставляются картинки: заяц, утка, кот, поросёнок. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки и закрыть глаза. Учитель добавляет ещё одну картинку, дети должны заметить, что картинок стало больше. Вариантов заданий здесь много: убрать 1 (или несколько) картинку, заменить другой, поставить в новом порядке и т.д. Детям такие задания нравятся, а раз интересно, они стараются сосредоточить своё внимание. Такие задания тренируют внимание и являются хорошим переходным мостиком от одного вида работы к другому.
2. Или другое задание. После того, как выучили счёт до 10, предлагаю ребёнку рисунок, на котором изображены 10 переплетённых линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Ребёнок должен назвать номер линии слева, затем проследить за ней до конца и назвать номер справа.
Как вариант – можно использовать на одном конце цифры, а на другом буквы. Зашифрованное слово может быть названием следующего задания на уроке (разминка, диктант и т.д.)
3. В 1 классе можно использовать и такое упражнение на тренировку распределения внимания. Даётся таблица (сначала простая, затем усложняя). Дети должны как можно быстрее находить, называть и показывать от 1 до 10, 25…Более трудное задание: найти и назвать все числа подряд, пропущенные записать и т.д.
4. Сосчитай фигуры:
- сколько нарисовано кружков, квадратов, треугольников, прямоугольников?
- На сколько кружков больше, чем треугольников?
- Что можно сказать о числе прямоугольников и треугольников?
-Назови фигуры, которые находятся внутри круга и в квадрате.
-Вне круга, но в квадрате.
5. Нарисуй 10 кружков. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый круги (Задание повторяется 1 раз).
Заданий, которые можно использовать на уроке математики очень много и я не буду перечислять их все.
На уроках обучения грамоте ученики изучают новый звук. Учитель предлагает детям найти в классе все предметы, которые начинаются с нового звука. Аналогичное задание можно предложить и во 2, и в 3 классах.. Например, на уроке математики дети должны назвать все термины на букву «с» (слагаемое, сумма, состав и т.д.). На природоведении – животных на букву «м»…
Полезны детям и такие упражнения. Например, зачеркни все буквы «д». Какое слово получится?
Дддсддддуддфддддфдддидддкддсддддды (суффиксы)
-Дать небольшой текст (газетный или журнальный) и предложить, просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например «а»). Взаимопроверка.
Или: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «к» – подчеркни…
Спрятаться могут как слова, так и фразы:
Пертлсмпимябрнгждщсуществительноемпнкцэтобскцчастьлнгмщречи
(имя существительное – это часть речи)
-Сколько раз в стихотворении упомянуто слово «сто»?
У простого сторожа – не просторный дом:
Часто в нём стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног
И столичной ваксой чистит сто сапог…
«Играем в прятки». Найди спрятавшихся животных.
Была гроза, я целый день не открывал от страха глаз.
Смотрите! Лён около ив, как голубой ковёр красив.
Знакома рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.
И т.д.
«Звук заблудился».
Мы собирали васильки, на голове у нас щенки (венки).
Пугал крестьян с окрестных сёл паривший в воздухе осёл (орёл)
И т.д.
«Пословицы шутят».
Голод – не щётка.
Ус хорошо, а два лучше.
Не зная броду, не суйся в моду.
И т.д.
Учитель называет разные слова: стол, чашка, карандаш, воробей, волк…
Ученики слушают и хлопают в ладоши, когда встречают слово, отвечающее на вопрос «кто?» (глагол, прилагательное, существительное единственного или множественного числа и т.д. ) То есть слова берутся в зависимости от изучаемой на уроке темы и уровня подготовки класса.
Перечень заданий на внимание можно продолжить. Важно использовать их на всех уроках.
Игра в начальной школе просто необходима. Ведь только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
Педагог должен всячески разнообразить процесс работы, открывая ребенку в нем, разные стороны и вызывая работой все большее число интересов ребенка, привлекая по возможности зрение, слух, движения рук, ног и всего организма, - словом, давая ребенку наибольшую пищу для его деятельности.
Сейчас выпущено много литературы в помощь учителю и детям, каждый может выбрать для себя разные виды работ. В книгах В.В.Волиной для начальной школы, в учебнике задач Г.Остера, в пособии «Устный счёт с улыбкой»
В.Ф. Лазутина и многих других содержатся задания для развития вычислительных навыков, внимания, наблюдательности, мышления, воображения, пространственных представлений. Используя их, учитель делает обучение увлекательным, значит дети меньше утомляются и учатся с удовольствием.
|